07.08.2012
На осенней сессии в Госдуме будут рассмотрены новые поправки в Федеральный закон «О защите окружающей среды», внесённые комитетом по природным ресурсам Российской Федерации. Эти поправки позволят правительству РФ запретить российским авиакомпаниям покупать квоты на вредные выбросы в атмосферу.
Срок принятия решения о поправках к законопроекту истёк на прошлой неделе, и комитет по природным ресурсам рекомендовал рассмотреть вопрос о внесении изменений в закон «О защите окружающей среды» в октябре на своей сессии. Этот документ показывает, что данные поправки дают правительству РФ полномочия для запрещения российским компаниям участвовать в торговле вредными выбросами парниковых газов. Данные квоты введены другими государствами и международными общественными организациями, в числе участников которых Россия не состоит.
Данные поправки будут касаться главным образом авиакомпаний. В прошлом году Евросоюз обязал гражданскую авиацию принять участие в системе торговли квотами. Это означает, что каждая авиакомпания, совершившая перелёт через воздушное пространство Евросоюза, или выполняющая посадку в одной из стран ЕС, обязана уплатить экологический сбор выше установленного норматива. Причём нормативы у каждой компании свои и, соответственно, размеры квоты на выброс парниковых газов тоже будут устанавливаться индивидуально. По этому же правилу авиакомпании оплачивают только 15% от квоты, а 85% не подлежит оплате. Но за расстояние, которое берётся для расчёта квот, принимается весь путь самолёта, а не только над территорией Евросоюза. Каждая компания получит требования по платежам сверх нормативов уже в 2012 году, а оплатить обязана будет до 1 апреля будущего года в определённой стране.
Международная ассоциация воздушного транспорта, проанализировав инициативу Евросоюза, пришла к выводу, что расходы авиакомпаний в связи с введением этой системы квот вырастут в сумме на 1 млрд. евро. Из них российские авиакомпании, из которых 80% полётов в Евросоюз приходится на «Аэрофлот», должны будут заплатить порядка 25 – 30 миллионов евро. Это решение Евросоюза вынудило Китай издать директиву, запрещающую китайским авиакомпаниям участвовать в системе ЕТS, также этим решением недовольны и другие страны. Но США на прошлой неделе выдвинули похожий законопроект, голосование по которому будет проходить в сентябре в Сенате, а Барак Обама уже обещал подписать его. Правительство России, в свою очередь, пригрозило ввести похожие ограничения для своих авиакомпаний в феврале, но было неизвестно, как проходит разработка данного законопроекта.