29.06.2012
Основная новизна в сборе акцизов заключается в том, что теперь они станут дифференцированными и будут зависеть от класса топлива. Так, например, стоимость акциза на литр бензина класса «Евро-3» увеличилась на 0,33 руб. до 5,99 руб; класс «Евро-4» — остался без изменений — 5,18 руб. Для топлива с более высокими экологическими характеристиками введена пониженная ставка: за литр «Евро-5» - 3,9 руб. В 2013 планируется дальнейшее увеличение акцизов: для «Евро-3» — до 7,41 руб; для «Евро-4» — 6,50 руб. Акциз на топливо класса «Евро-5» сохранится на уровне 2012 года.
Полученная от акцизов прибыль, будет направляться в дорожные фонды, которые начали свою деятельность в 2012 году. Эти средства должны будут поступить на строительство и ремонт автодорог. Казалось бы, что увеличение акцизных сборов должно привести к росту средств фондов, и как следствие, к увеличению объема затрат на дороги, однако эксперты пока не спешат с такими выводами.
Дело в том, что большинство топливных компаний запланировали переход на производство более качественного топлива, сэкономив таким образом порядка нескольких сотен миллионов долларов. Например, с 1 июля на «Евро-5» переходит компания «Лукойл».
Федеральным дорожным агентством были подсчитаны объемы средств с учетом инфляции, которые смогу получить дорожные фонды после того, как топливные компании перейдут на новое топливо и с учетом иных условий: получается, что фонды не дополучат порядка 101,8 млрд. руб. Как отмечается в докладе, больше всего пострадают регионы, которые не досчитаются 73 млрд. руб.
Между тем, со следующего года вступит в силу запрет на производство бензина «Евро-2». Полный запрет на производство и продажу низкокачественного бензина для российского бюджета обойдется в 100 млрд. руб. В первую очередь, это обусловлено потерей акцизов, которые выплачивают компании-производители топлива.
Стоит отметить, что в соответствии с последней редакцией технического регламента о моторном топливе, которую приняла комиссия Таможенного союза (ТС) в 2011 году, со сроком начала действия с 31 декабря 2012 года, производство и реализация бензина и дизельного топлива класса К2 на территории ТС не допускается. Следовательно оборот такого топлива разрешен до конца 2012 года.